Печать
PDF

История НИВАФЕСТ

Место встречи изменить нельзя!

Предназначенный по идее для «советских тружеников села», ВАЗ-2121 стал культовой машиной приверженцев внедорожного туризма и спорта во всем мире. Клубы любителей «Нивы» существуют в таких развитых в автомобильном плане странах как Германия, Италия, Франция и даже… Япония. Да не просто существуют, а регулярно проводят самые различные мероприятия.

А на родине «Нивы» – в Тольятти городской клуб впервые собрал почитателей этой машины в 2002 году, когда отмечался 25-летний юбилей легендарного вазовского внедорожника. На приглашения откликнулись не только российские, но и зарубежные «нивоводы» – на слёт прибыли члены клуба LADA NIVA ITALIA из Турина: Серджио Каталини, Паонелла Фульвио и Жанпьетро Джузеппе. ВАЗ предоставил им беленькую «Ниву». Итальянская команда успешно выступила в ралли-рейде (трассу которого, кстати, готовил известный автогонщик, прошедший на «Ниве» весь «Дакар», – Александр Лакеев), но на джип-триале, который прошёл на Автополигоне ВАЗа, у машины «полетел» привод переднего колеса, что, однако, нисколько не испортило отличного настроения гостей. Впрочем, мероприятие понравилось и другим экипажам из различных регионов России, принявшим участие в слёте.

2006-05Следующий, второй слёт любителей «Нивы» состоялся через четыре года – в июле 2006-го. Пообщаться и померяться мастерством управления любимой машиной собрались участники из Москвы, Усть-Каменогорска (представляющие казахстанский завод «АзияАВТО»), Самары и Тольятти. К сожалению, три члена клуба LADA NIVA IG из Германии во главе с его руководителем Манфредом Адельманном опоздали на слёт ровно на неделю...

Ну а для тех, кто приехал вовремя, в пятницу 14 июля, накануне соревнований, была проведена экскурсия на GM-AVTOVAZ. Базовый лагерь слёта располагался на территории Духовно-культурного кремля «Богатырская Слобода». Несмотря на все условия для отличного сна, большинство «нивоводов» ночи напролет проводили около костра в кругу единомышленников.

В субботу после экскурсии в Дом-музей И.Е.Репина (село Ширяево) экипажи приняли участие в рейде «Культурная навигация» по Самарской Луке. На следующий день состоялись соревнования по джип-триалу, трасса которого была проложена на набережной Волги в Тольятти. Настоящим подарком для участников стало присутствие на триале ведущего конструктора ВАЗ-2121 Петра Михайловича Прусова.

2007-51Третий слёт прошёл в 2007 году, а посвящён он был 30-летию начала выпуска ВАЗ-2121 и пятилетию – Chevrolet NIVA. В этот раз по уважительным, причинам на слёт не смогли прибыть зарубежные гости, зато стало больше участников из самых разных регионов России – Москвы, Пензы, Казани, Набережных Челнов, Самары, Октябрьского (Башкортостан), Тольятти и Жигулевска. Традиционно организаторы не ограничились лишь соревнованиями. 27 июля была проведена экскурсия на АВТОВАЗ, в том числе в 62-й корпус, где собираются LADA 4x4. Затем состоялось торжественное открытие слёта возле здания Дирекции по техническому развитию ВАЗа.

На следующий день с площади Мира Жигулёвска, возле здания горадминистрации стартовал рейд «Культурная навигация». Как и на предыдущем слёте, в процессе рейда экипажи фотографировались на фоне исторических и живописных природных объектов Самарской Луки. Кроме подтверждения прохождения трассы эти фото позволяли участникам поближе познакомиться с уникальной природой и историей региона. 29 июля на набережной Жигулёвска состоялись соревнования по джип-триалу, которые превратились в настоящий праздник для жителей города. Затем там же состоялось награждение победителей и призёров, получивших кубки, грамоты и призы.

Очередной, IV слёт (август 2008 года) собрал более сорока экипажей (в том числе из Надыма, полуостров Ямал) и прошёл по традиционной программе:
экскурсия на «ДжиЭм-АВТОВАЗ»;
рейд «Культурная навигация»;
джип-триал и награждение победителей на набережной Жигулёвска.
Причем в триале принял участие мэр Жигулёвска Александр Иванович Курылин на автомобиле «Рысь», предоставленном его производителем – дочерней компанией ВАЗа «БРОНТО».

PICT0093V слёт (июль-август 2009 года) традиционно начался с экскурсии на GM-AVTOVAZ, в рамках которой состоялась встреча визитёров с представителями завода Вадимом Классеном – менеджером по программному развитию Дирекции по инжинирингу, Юрием Созоновым – менеджером по действующему производству Дирекции по инжинирингу и Владимиром Широковым – менеджером по маркетингу Дирекции по продажам и маркетингу.

Затем, на торжественном открытии слёта возле ДТР ВАЗа состоялась презентация обновлённой версии LADA 4x4М. Познакомить участников и гостей слёта с автомобилем вышли сотрудники АВТОВАЗа: Владимир Губа – заместитель директора по техническому развитию научно-технического центра ОАО «АВТОВАЗ», директор проекта LADA 4x4; Валерий Доманский – главный конструктор ВАЗ-2123; Михаил Ледяев – ведущий испытатель LADA 4x4М; Вадим Котляров – первый ведущий испытатель «Нивы»; Юрий Целиков – ветеран Волжского автозавода; Валерий Павлович Сёмушкин – ведущий дизайнер LADA 4x4 и Chevrolet NIVA.

Владимир Губа высоко оценил значимость встреч с поклонниками вазовского внедорожника: «В первую очередь слёт важен тем, что здесь предоставляется возможность прямого общения конструкторов и производственников с потребителями, которые не просто ездят на автомобиле, а которые любят его, работают с ним. Кроме того, это ежегодное мероприятие является подтверждением популярности «Нивы», ее выдающихся свойств и народной любви к этому автомобилю».

Традиционно для слетов с нивоводами встретился Пётр Михайлович Прусов. Далее колонна разукрашенных наклейками внедорожников проехала по главным улицам Тольятти. На площади Свободы в Центральном районе участников поприветствовал Денис Жидков – руководитель Департамента экономического развития мэрии Тольятти.

Ну а вместо рейда по Самарской Луке в этот раз было предусмотрено внедорожное ориентирование, прошедшее на Фёдоровских лугах, где даже в разгар лета не пересыхают многочисленные озера, протоки и болотца. Данное обстоятельство добавило слёту настоящего спортивного азарта.

Соревнования по джип-триалу открыл экипаж Валерия Карабанова, первого испытателя «Нивы», который продемонстрировал возможности LADA 4x4М. Примечательно, что этот экипаж стал единственным, кто прошел трассу «чисто», не заработав ни одного штрафного балла за задевание вешки или включение заднего хода! Повторить его успех не удалось ни одному экипажу.

4777В первые выходные августа 2010 года в Самарской области прошёл VI Фестиваль любителей LADA 4x4 и Chevrolet NIVA «НИВАФЕСТ-2010». К традиционному организатору – тольяттинскому клубу присоединился Самарский «НИВАКлуб». Поддержку «нивоводам» оказали ОАО «АВТОВАЗ» и ПСА «БРОНТО». В том году произошло несколько нововведений – появилось новое название мероприятия «НИВАФЕСТ», а также изменилось место дислоцирования. Если на протяжении нескольких последних лет поклонники тольяттинских внедорожников собирались в Жигулёвске, то в 2010-м году местом базового лагеря стала «Фестивальная Поляна» на Мастрюковских озёрах, известная многим Фестивалем бардовской песни им. Грушина.

5662Первые участники собрались ещё в пятницу 6 августа на площадке у компании «БРОНТО». Для всех желающих (коих оказалось немало) прошла экскурсия на производственную площадку дочернего вазовского предприятия. Нивоводы смогли познакомиться с процессом сборки новинки – LADA 4x4 «Рысь». Там же состоялась церемония торжественного открытия Фестиваля, на которой с приветственным словом выступил генеральный директор ПСА «БРОНТО» Анатолий Викторович Охримец, а также мини-выставка техники на базе «Нивы» и аксессуаров для отечественных внедорожников.

Кроме того, участники имели возможность пообщаться с ведущим дизайнером ВАЗ-2121 и Chevrolet NIVA Валерием Павловичем Сёмушкиным, а также вместе со специалистами Управления по планированию продукции ОАО «АВТОВАЗ» обсудить технические особенности перспективной модели LADA 4x4 New, выпуск которой должен начаться в 2015 году.

Вечером этого же дня в базовом лагере состоялся общий костёр, представители команд из разных городов (а помимо участников из Тольятти, Жигулёвска и Самары приехали гости из Волгограда, Москвы и Санкт-Петербурга) рассказывали о себе и пели песни об их городе. Так, за общением и песнями прошла первая ночь в лагере НИВАФЕСТа. А уже под утро, когда одни начали уставать, приехали свежие силы из Казани, благодаря которым костёр поддерживался чуть ли не до самого старта ориентирования.

Суббота 7 августа был спортивным днём. В полдень, после небольшого брифинга среди участников, состоялся старт экипажей на внедорожное ориентирование. Всего было предусмотрено 25 контрольных точек, поделенных, как и автомобили участников, на два зачётных класса «Стандарт» и «Спорт». На взятие всех вех давалась норма времени в пять часов.

Точки находились на самых разных дорожных покрытиях – это и песчаные крутые спуски-подъёмы, притопленный кузов «Москвича», камни, ручьи и болота. Буквально с первых метров трассы участники полностью окунулись в спортивную борьбу, несмотря на то, что формат НИВАФЕСТа боле развлекательный трасса ориентирования заставила экипажи подумать и поработать.

5663Примечательно, что вся трасса была в шаговой доступности от базового лагеря и точки были расположены группами, также недалеко друг от друга. Это позволило многочисленным гостям и болельщикам наблюдать за основной борьбой. А посмотреть было на что: экипажи из Казани показывала чудеса слаженности командной работы, беря точки тремя машинами за считанные минуты и без особого труда. Но более эффективными, как показала потом итоговая ведомость соревнований, оказался семейный экипаж из Самары, включающий главу семейства Сергея Африкантова, его супругу Юлию, маленькую дочку Дашу и… домашнюю таксу.

Вечером, собравшись за общим столом на торжественном ужине для всех участников и гостей Фестиваля, экипажи отмечали, что трасса была составлена настолько правильно и хорошо, что люди за эти 5 часов получили массу впечатлений и остались в состоянии приятной усталости, в то время как техника дошла до финиша без каких-либо повреждений.

Ночью же участники как всегда спорили на технические вопросы подготовки и улучшения ходовых качеств «Нив», делились опытом и впечатлениями от участия в офф-роуд соревнованиях и пели песни у костра.

5666Утром же лагерь участников был тих – все отсыпались после двух бессонных ночей, лишь организаторский лагерь не спал. Здесь считались баллы за взятые экипажами точки, выводились результаты, готовились итоговые ведомости соревнований, распределялись призы от спонсоров НИВАФЕСТа, подписывались грамоты и формировались пакеты с сувенирной продукцией. А в полдень состоялась торжественная церемония награждения.

nf-2011_01В 2011 году Тольятти вновь, вот уже VII раз, стало местом встречи единомышленников: с 5 по 7 августа на Фёдоровских лугах прошёл «НИВАФЕСТ-2011». Традиционно собрались нивоводы из различных городов России, в этом году на Фестивале отметились экипажи из Казани, Чистополя, Москвы, Мытищ, Пензы, Кузнецка, Волгограда, Чапаевска, Жигулёвска, Самары и Тольятти; была замечена и Chevrolet NIVA из Минска (Беларусь).



_RSB7647Примечательно, что среди участников отметились владельцы и внедорожников других марок – это в прошлом нивоводы, неоднократно приезжавшие на Фестиваль, со временем в силу обстоятельств и желаний пересевшие на другие автомобили, но не пожелавшие отказаться от духа НИВАФЕСТа. Специально для них был предусмотрен отдельный класс – «Гости», в рамках которого они также могли принять участие и в спортивной части.

Niva_sportПервый день Фестиваля – добровольный, ибо пятница, и посвящён культурно-познавательной программе. Помимо ежегодных экскурсий на конвейеры Нивы (ОАО «АВТОВАЗ» и GM-AVTOVAZ), были предусмотрены визиты в Технический Музей и Исторический музей АВТОВАЗа. И если в первом дело обошлось обзорным проездом на автобусе по территории комплекса, то уже во втором многие нивоводы «зависли» надолго. Дело в том, что среди первых и юбилейных моделей Волжского автогиганта, была выставлена ВАЗ 2121 «Нива-Спорт». Именно на ней выступал экипаж Александра Лакеева и Валерия Кольчугина. Удачное участие этого внедорожника в многочисленных мировых соревнованиях, среди которых «Париж-Дакар» 1994 года, а также второе место в классе Т-3 в международном супер-марафоне «Париж - Москва – Улан-Батор - Пекин» сделали его легендарным среди поклонников Нивы. При личной встрече участники Фестиваля не смогли не заглянуть под днище и капот внедорожника, не ознакомиться с внутренним убранством прототипа.

_RSB7054_RSB7598Суббота – основной день Фестиваля. В расчёте на семейные экипажи, программа дня была разбита на многочисленные мероприятия по возрасту и интересам гостей. Так, с утра колонна внедорожников покинула пределы базового лагеря и ушла, что говорится, в поля. Стартовала соревновательная часть, прошедшая в формате офф-роуд «карусели». Благодаря прошедшему, как по заказу, накануне ливню, в глазах участников гонки на протяжении всей трассы был огонёк! А на любом участке, несмотря на жёсткую соревновательную конкуренцию и борьбу за призовые места, участники оказывали посильную помощь друг другу. Взаимовыручка – отличительная черта нивоводов и НИВАФЕСТа.

_RSB7978На территории базового лагеря работали развлекательные площадки: для детей – аниматоры, для родителей – конкурсы. По многочисленности участников, более высокую оценку получили конкурсы «Мисс НИВАФЕСТ» и «Кухня нивовода».



На данный момент полным ходом идёт подготовка к НИВАФЕСТу 2012 года. В этом году Слёт Юбилейный для обоих внедорожников: LADA 4x4 исполнилось 35 лет, а Chevrolet NIVA – 10, соответственно программа планируется более насыщенной и торжественной. У всех желающих есть время подготовиться!